русский english italy germany china
на главную написать письмо поставить закладку
  +7 (495) 410-2177, +7 (495) 411-4306
адвокатские услуги
107045, Москва, Рождественский бульвар, д.9 
Skype: customsadvocate 
E-mail: [email protected] 
 консультации по таможне       

 последние новости       

19.05.2024
Международная партнерская сеть юридических и консалтинговых компаний Customs & Corporate Lawyers расширяет программу развития и расширения компетенций на российском рынке консалтинговых услуг
далее...

12.05.2024
ДЕЛОВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫМ РОССИЙСКИМ СПЕЦИАЛИСТАМ
далее...


Вопрос: Является ли продажа иностранному покупателю российской организацией – налогоплательщиком товаров российского происхождения, находящихся на борту иностранного судна в порту Российской Федерации, приобретенных у другой иностранной компании на борту этого же судна в порту Российской Федерации без совершения с товаром каких-либо операций по перегрузке, объектом налогообложения НДС?

Ответ:

Реализация товаров иностранному покупателю в соответствии с законодательством является объектом налогообложения НДС, так как местом реализации товаров в рассматриваемом случае является территория Российской Федерации, а налогоплательщик не является экспортером товаров.

Обоснование:
В соответствии с п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом обложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Операции по приобретению и реализации товаров за пределами территории Российской Федерации без пересечения таможенной границы Российской Федерации, которые должны подтверждаться соответствующими договорами и документами по внешнеэкономической деятельности, заключенными с иностранными лицами, не признаются объектом обложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.

Порядок определения места реализации товаров для целей обложения налогом на добавленную стоимость определен ст. 147 НК РФ, в соответствии с которой местом реализации товаров признается территория Российской Федерации при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:

- товар находится на территории Российской Федерации и не отгружается и не транспортируется;
- товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации.

Важно, что для признания местом реализации товаров территории Российской Федерации достаточно любого из названных условий.

Пунктом 1 ст. 11 НК РФ предусмотрено следующее правило: институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

Поскольку НК РФ в целях налогообложения не приводит понятие территории РФ, следует применять понятие, которое дано в статье 67 Конституции РФ.

Согласно ч. 1 указанной статьи, территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

В свою очередь п. 2 ст. 1 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» определено, что к внутренним морским водам относятся воды портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов.

Исходя из изложенного, реализация товаров иностранному покупателю была осуществлена на территории Российской Федерации и является объектом налогообложения НДС.

В соответствии с п. 2 ст. 4  Конвенции Организации Объединенных Наций (ООН) об условиях регистрации судов (Женева, 07.02.1986) суда имеют национальность того государства, под флагом которого они имеют право плавать. Аналогичная норма закреплена и в статье 91 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву (Монтего-Бей 10.12.1982), определяющей национальность судна.

Положения Конвенции ООН об условиях регистрации судов применяются государствами в целях обеспечения или, в зависимости от случая, укрепления реальной связи между государством и судами, плавающими под его флагом, и для эффективного осуществления своей юрисдикции и контроля над такими судами в отношении идентификации и подотчетности собственников и операторов судов, а также в отношении административных, технических, экономических и социальных вопросов (статья 1).

Согласно п. 1 ст. 5 указанной Конвенции государство флага имеет компетентную и полноценную национальную морскую администрацию, которая находится под его юрисдикцией и контролем. Национальная морская администрация несет ответственность, среди прочего, за осуществление международных соглашений в области морского транспорта, а также за применение правил и норм, касающихся судов, находящихся под его юрисдикцией и контролем.

В соответствии со статьей 92 Конвенции ООН по морскому праву судно должно плавать под флагом только одного государства и, кроме исключительных случаев, прямо предусматриваемых в международных договорах или в названной Конвенции, подчиняется его исключительной юрисдикции в открытом море.

Таким образом, на суда, имеющие национальность иностранного государства, под флагом которого они имеют право плавать, распространяется юрисдикция иностранного государства. 

Под юрисдикцией понимается установленная законом совокупность правомочий соответствующих государственных органов разрешать правовые споры и дела о правонарушениях, оценивать действия лица или иного субъекта права с точки зрения их правомерности либо неправомерности, применять юридические санкции к правонарушителям.

Кроме того, понятие юрисдикция государства означает права судебных и административных органов государства по рассмотрению и разрешению дел в соответствии с их компетенцией. В международном праве различают территориальную и личную (национальную) юрисдикцию. Первая осуществляется в пределах определенной территории. В пределах своей территории государство обладает полной юрисдикцией. Личная (национальная) юрисдикция осуществляется государством только в отношении своих граждан, находящихся за пределами его территории, например, в открытом море.

Таким образом, нормы международного права не позволяют сделать вывод о том, что судно, имеющее национальность иностранного государства и находящееся под иностранной юрисдикцией, может рассматриваться как территория иностранного государства, так как юрисдикция не означает территориальность.

Таким образом, реализация товаров на борту судна, хотя и имеющего национальность иностранного государства, но находящегося на территории Российской Федерации, будет рассматриваться с точки зрения законодательства как реализация на территории Российской Федерации.  Следовательно, в соответствии с НК РФ такая реализация является объектом налогообложения НДС.
Пресс-служба Коллегии "ТАМОЖЕННЫЙ АДВОКАТ"



Другие вопросы





  © "ТАМОЖЕННЫЙ АДВОКАТ" 2004-2024
Rambler's Top100