16.03.15, Газета.Ru Украина готовится к массовой продаже украинских предприятий, заявила министр финансов Наталья Яресько. «Приватизация всего, что можно приватизировать, и планируем начать уже в этом году», – заявила она. Яресько заявила, что попутно Министерство экономического развития и торговли разрабатывает новые правила управления государственными предприятиями. Документ должен быть готов в течение полутора месяцев. Такую стратегию поддерживает и президент Петр Порошенко. Глава государства уже дал поручение министру экономического развития Айварасу Абромавичусу инициировать обсуждение данного вопроса в Верховной раде. Порошенко также рассказал, что премьер-министр Италии Маттео Ренци заявил о готовности итальянских бизнесменов принять участие в приватизации инфраструктурных, энергетических, телекоммуникационных объектов.
«Это настоящая интеграция, когда к нам приходит бизнес, который платит налоги, работает честно и занимает прозрачную позицию», – заметил Петр Порошенко.
Убыточные активы
Несмотря на активные распродажи имущества, в стране осталось еще много госпредприятий. По данным Министерства экономического развития и торговли, сегодня на Украине зарегистрировано 3,37 тыс. предприятий с разными долями в государственной собственности. Из них функционирует только 1,92 тыс., а еще 265 сейчас находятся в процедуре банкротства. Около 60% из этих компаний – небольшие, а их оборот не превышает €1 млн в месяц.
По данным Айвараса Абромавичуса, на 20 крупнейших предприятий приходится 70% всего чистого дохода, который составляет 124 млрд грн. Большая же часть приносит убытки, поэтому их деятельность государству приходится дотировать из бюджета.
«Это разумный шаг – избавиться от неприбыльных компаний. Новые же собственники могут перестроить работу предприятия таким образом, чтобы оно приносило прибыль», – считает аналитик Eavex Capital Иван Дзвинка.
Финансовые показатели страны ухудшаются, поэтому Украине нужно находить новые источники поступления денег. Например, согласно правкам, внесенным в бюджет в этом году, инфляция в стране составит 26% (ранее планировалось 19,1%), а ВВП упадет на 5,5% (ранее предполагали – на 4-5%). Более того, правительство на 15% сократило выплаты работающим пенсионерам, что связано с нехваткой в пенсионном фонде 80 млрд грн. Рост поступлений от приватизации мог бы немного сгладить дефицит.
Если в прошлом году страна получила от продажи имущества 446 млн грн, что в 2,3 раза хуже по сравнению с предыдущим годом, то бюджетом на этот год предусмотрено выручить 17 млрд грн.
Такие значительные средства, по мнению правительства, поступят от продажи Одесского припортового завода и объектов в тепловой электроэнергетике.
Реальные планы
Аналитики полагают, что планы украинского правительства легко достижимы. О серьезности намерений свидетельствует тот факт, что кабинет министров уже подавал в Верховную раду подобный законопроект. Этим документом он планировал сократить с 1500 до 551 число объектов, не подлежащих приватизации. В частности, Украина не планировала отказаться от своих железных дорог, аэропортов, Ощадбанка и Укрэксимбанка, «Нафтогаза» и его дочерних предприятий, «Турбоатома» и пр. Но для принятия этого решения в начале января парламенту не хватило голосов. Сейчас, очевидно, этот вопрос будет вынесен на рассмотрение депутатов во второй раз. Шансы, что документ будет принят – довольно высокие. Украинское правительство уже имеет несколько прецедентов, когда нужный документ выносился на голосование по нескольку раз. Но даже при таком развитии событий, распродать все украинские активы будет сложно: бизнесмены заинтересованы в получении контроля только над прибыльными объектами.
Причем большинством из них заинтересуется местный бизнес, считает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. «Цена на такие активы будет минимальна. На мой взгляд, государственный пакет акции в «Укрнафте» получат структуры близкие к Игорю Коломойскому», – полагает эксперт.
Иностранные инвесторы пока не заинтересованы в покупке украинских активов из-за значительных рисков, считает Иван Дзвинка. Перемирие на востоке страны является хрупким, а потребительский спрос постоянно снижается. Именно поэтому сейчас не лучшее время для распродажи украинских предприятий, которые сегодня стоят значительно меньше, чем два года назад.
Почему 1 июля 2015 года может стать черной датой для малого бизнеса Украины
Согласно принятым в канун Нового года изменениям в Налоговый кодекс, уже с 1 июля 2015 года плательщики единого налога III группы обязаны перейти на регистраторы расчетных операций (кассовые аппараты, фискальные регистраторы и т.д.). Спустя полгода то же самое должны сделать плательщики II группы. Несмотря на четко очерченный круг фигурантов, это нововведение имеет самое прямое отношение ко всем нам. И вот почему.
Этот закон коснется более 300 000 предпринимателей. В основном тех, у кого небольшие обороты. То есть, в течение 6-12 месяцев несколько сот тысяч предпринимателей должны: купить нужный тип РРО, заключить договор с обслуживающей организацией, подключиться к системе и начать использовать РРО, то есть, выдавать чеки при продаже товара или услуги.
Опустим экономическую целесообразность этого мероприятия, ведь повсеместное использование кассовых аппаратов не обогатит налоговиков новыми знаниями, да и вряд ли поможет им бороться с нарушениями. Вопрос в другом: сколько стоит это удовольствие? А стоит немало. Цены на кассовые аппараты – от 5000 гривен и выше. Да и ежемесячное их использование – отдельная строка затрат, которая исчисляется несколькими сотнями гривен ежемесячно, в зависимости от типа оборудования и других обстоятельств.
Даже по самым скромным подсчетам, малый и средний бизнес вынужден будет заплатить за желание правительства контролировать всех и вся не менее 1,5 млрд гривен. Это единоразово. И каждый месяц продолжит платить миллионы гривен.
Но и это еще не все «сюрпризы». Важный вопрос, который требует ответа – кому платить?
Обслуживанием кассовых аппаратов как занимались, так и продолжают заниматься малоизвестные организации, выбранные для этой работы неизвестно по каким критериям. Действующая система администрирования кассовых аппаратов – громоздкая, непрозрачная и коррупционная. Это монополизированная сфера со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Вот почему решение расширить сферу использования кассовых аппаратов воспринимается не иначе, как желание за счет малого и среднего бизнеса увеличить продажи и прибыли нескольких компаний. И это решение не даст дополнительных поступлений в бюджет, но будет иметь два плохих последствия.
Первое – это увеличение теневого сектора, утрата доверия со стороны предпринимателей. Доверия, без которого в стране невозможны реформы.
Второе – повышение цен для потребителей. Совершенно очевидно, что часть своих незапланированных затрат предприниматели вынуждены будут заложить в стоимость своих товаров и услуг.
Можно ли избежать всего этого? Сложно, но можно. Для этого нужно:
– отменить решение об обязательном использовании кассовых аппаратов плательщиками второй и третьей групп. Время для этого есть, хотя его и мало. Проект закона об отмене такого решения мной и авторским коллективом, куда вошли представители малого и среднего бизнеса, был зарегистрирован еще 13 января;
– провести реформу в системе администрирования кассовых аппаратов, сделать ее прозрачной и избавить от коррупции. Необходимый для этого проект закона зарегистрирован в парламенте 28 ноября 2014 года. Этот документ стал частью коалиционного соглашения, то есть, принять его обязались все члены парламентской коалиции.
Только после того, как будет проведена такая реформа, и бизнес будет понимать, как работает система администрирования кассовых аппаратов, можно делать какие-то шаги в сторону повсеместного использования РРО. Но никак не раньше! Вначале – реформы, затем – повышение уровня ответственности бизнеса. forbes.ua, 16.03.2015
|