26.01.2015 1. Владимир Анатольевич, идее о создании Евразийского союза в этом году – 20 лет. И именно 2014-й стал определяющим в дальнейшем развитии Евразийской интеграции – 29 мая в Астане был подписан Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Каким образом этот шаг скажется на интеграции в таможенной сфере?
Евразийский экономический союз – международная организация в сфере региональной интеграции с международной правосубъектностью – создаётся для укрепления экономик стран-участниц и «сближения друг с другом», модернизации и повышения конкурентоспособности стран на мировом рынке. В договоре о ЕАЭС, который начнет применяться с 1 января 2015 года, предусмотрено единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом союза и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право союза, и положениями самого договора о ЕАЭС.
Уровень интеграции в таможенной сфере зависит, прежде всего, от динамики модернизации таможенного регулирования. Разрабатываемый ТК Союза основывается на передовой практике таможенного администрирования и международных стандартах в сфере таможенного дела, а потому и результаты интеграции в таможенной сфере в рамках ЕАЭС, как мы ожидаем, будут иметь положительную динамику и не заставят себя долго ждать.
До вступления в силу ТК Евразийского экономического союза в 2016 году таможенное регулирование будет осуществляться в соответствии с договором о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года и другими ранее заключенными международными договорами государств-членов, регулирующими таможенные правоотношения.
2. Подготовка проекта нового Таможенного кодекса Таможенного союза в завершающей стадии. Приоткройте завесу: кто работал над проектом, по какому принципу строилась работа по совершенствованию таможенного законодательства и с какими трудностями пришлось столкнуться?
Разработкой проекта ТК Союза занималась созданная решением Совета ЕЭК рабочая группа по совершенствованию таможенного законодательства. В состав рабочей группы и созданной при ней экспертной группы вошли представители государственных органов, бизнес-сообществ трех стран и специалисты ЕЭК. В таком формате работы бизнес получил возможность не только говорить о своих проблемах, доводить их до сведения государственных органов, но и непосредственно работать над редакцией документа.
Участие деловых кругов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в рабочей группе по совершенствованию таможенного законодательства – необходимое условие разработки проекта ТК Союза, характеризующее отношение ЕЭК к выстраиванию эффективного взаимодействия с органами государственной власти государств – участников Таможенного союза, а также бизнес-сообществом по различным вопросам регулирования внешней торговли, таможенного администрирования, развития внешнеторгового потенциала хозяйствующих субъектов. В этом процессе активно участвуют представители Консультативного совета по взаимодействию ЕЭК и белорусско-казахстано-российского бизнеса.
Привлечение к разработке ТК Союза экспертов от предпринимательских кругов государств – членов ТС и Единого экономического пространства позволит, на наш взгляд, создать эффективный инструмент таможенного регулирования, в основу которого ляжет передовая практика таможенного администрирования, международные стандарты в сфере таможенного дела, а также баланс интересов государств-участников, общества и бизнеса ТС в целом.
Единственная сложность, с которой пришлось столкнуться, – это применяемые подходы к разработке самого кодекса, который в максимальной степени обеспечивал бы баланс интересов и учет всех предложений, поступивших от Сторон и представителей предпринимательского сообщества. Не секрет, что бизнес преследует цель упрощения процедур торговли, в т.ч. посредством минимизации таможенного администрирования. Но не стоит забывать об обязанностях, которые лежат на государственных органах Сторон, осуществляющих контрольные функции на границе в контексте международных требований к качеству таможенного администрирования. При разработке ТК Союза нам удалось найти компромиссные решения по широкому кругу вопросов таможенного регулирования и нивелировать принципиальные разногласия.
3. Из этого следует, что мнение бизнеса не осталось не услышанным? Т.е. в перспективе положения нового Таможенного кодекса облегчат жизнь добропорядочным участникам ВЭД?
Повторюсь, ТК Союза — это первый проект международного договора, регулирующего таможенные правоотношения, который разрабатывается совместно всеми заинтересованными сторонами — государственными органами, представителями бизнес-сообщества трех стран и специалистами Евразийской экономической комиссии. До него проекты международных договоров на Евразийской платформе разрабатывали и согласовывали в трехстороннем формате только представители государственных органов, а потом в каждой стране начиналось внутригосударственное согласование готовых проектов уже на национальном уровне с участием представителей бизнеса. Такая практика приводила к неоправданному затягиванию процесса внутригосударственного согласования проектов.
Кроме того, это давало повод представителям бизнес-сообщества думать, что государственные органы используют такой формат работы, дабы регулировать таможенные вопросы, учитывая только свои интересы и не допуская на эту переговорную площадку представителей бизнеса. Участие в работе всех заинтересованных сторон, на наш взгляд, позволило свести воедино все интересы, обсуждать наболевшие вопросы в широком формате и находить по ним компромиссные решения при подготовке проекта ТК.
Бизнес хочет, чтобы таможенное регулирование было прозрачным, понятным и необременительным. В проекте ТК Союза устраняется избыточное регулирование, сокращаются сроки совершения таможенных операций благодаря повсеместному использованию информационных технологий, создаются условия для эффективного использования ресурсов таможенных органов. Основная цель, которую ставили перед собой разработчики, – обеспечить баланс между интересами государственных органов и бизнеса.
Мы рассчитываем, что новеллы ТК Союза на практике позволят повысить уровень взаимовыгодного сотрудничества между добропорядочными участниками ВЭД и таможенными органами, а также реально упростят процедуры торговли и, безусловно, облегчат жизнь добропорядочным экономическим операторам.
4. Давайте подробнее остановимся на нововведениях. Какие глобальные изменения помешали ограничиться только новой редакцией действующего Таможенного кодекса Таможенного союза и послужили причиной создания нового проекта?
Прежде всего, отмечу, что появление нововведений предопределено современным состоянием внешнеторговых отношений и международной торговли, уровнем развития таможенных и торговых технологий, а также степенью интеграции наших государств в сфере таможенного администрирования. Не менее важную роль сыграли инструменты упрощения процедур торговли, разработанные международным таможенным сообществом на платформе ВТамО, АТЭС, ЕС и др.
Причиной модернизации действующего таможенного законодательства также является состояние самого законодательства. В действующем ТК ТС остается нерешенными ряд проблемных вопросов, таких как значительное количество отсылочных норм к национальному законодательству; наличие принципа резидентства, который ограничивает возможность подачи таможенной декларации на территории одного из государств-членов ТС резидентами других государств-членов ТС; недостаточный уровень имплементации современных инструментов упрощения процедур торговли (УЭО, «единое окно», автоматический выпуск товаров, пост таможенный аудит и др.); неясности некоторых терминов ТК ТС.
В дополнение к этому за последние годы настолько серьезно изменились подходы к таможенному регулированию в государствах ТС, что просто поправками в кодекс обойтись уже было нельзя. Необходимо кардинальным образом перестроить таможенное законодательство, сделать его современным, базирующимся на использовании электронных документов, электронном декларировании, информационном взаимодействии декларантов и таможенных органов. Сейчас уже можно сказать, что в проекте ТК Союза учтены все передовые практики как стран ТС, так и зарубежных.
С подписанием Договора о ЕАЭС изменяется основной инструмент таможенного регулирования. На смену ТК ТС приходит новый ТК Союза.
Говоря о проекте ТК Союза, хочу выделить следующие наиболее важные изменения таможенного законодательства, которые он предполагает:
- приоритет электронного таможенного декларирования и применение письменного декларирования только в исключительных определенных случаях;
- возможность совершения таможенных операций, связанных с регистрацией таможенной декларации и выпуском товаров, автоматически, информационными системами таможенных органов;
- оптимизация сведений, подлежащих указанию в декларации на товары и транзитной декларации;
- возможность подачи декларации на товары без представления таможенному органу документов, на основании которых она заполнена;
- использование механизма «единого окна» при совершении таможенных операций, в том числе связанных с прибытием, убытием и таможенным декларированием товаров;
- оптимизация предварительного информирования таможенных органов о товарах, ввозимых на таможенную территорию Союза;
- определение особого порядка декларирования экспресс-грузов, перемещаемых экспресс-перевозчиком;
- сокращение сроков выпуска товаров до 4 часов с момента регистрации таможенной декларации, если по результатам проверки таможенной декларации не выявлена необходимость запроса документов, на основании которых она заполнена либо проведения форм таможенного контроля, связанных с проверкой товаров;
- совершенствование института уполномоченных экономических операторов;
- и др.
5. В ближайшем будущем список государств-членов ТС и ЕЭП пополнится еще двумя странами – Арменией и Киргизией. Как сегодня строятся взаимоотношения между нынешними и потенциальными государствами-членами Таможенного союза в таможенной сфере? И насколько схожи подходы в вопросах таможенного оформления и таможенного администрирования этих стран?
Разработаны и утверждены «дорожные карты» по присоединению Республики Армения и Кыргызской Республики к ТС и ЕЭП. С учетом наличия различий в национальных законодательствах Кыргызской Республики и Республики Армения в сфере таможенного регулирования мероприятия «дорожной карты» предусматривают, в том числе, приведение законодательств Кыргызстана и Армении в соответствие законодательству ТС и ЕЭП. В рамках работы по реализации «дорожной карты» в их национальных законодательствах выявляются акты и нормы, несоответствующие наднациональному законодательству, которые нужно будет изменить либо вовсе отменить.
Подписывая договоры о присоединении к интеграционному объединению, государства, которые будут становиться новыми членами союза, будут автоматически присоединяться к международным договорам, входящим в право Евразийского экономического союза, в том числе и к Таможенному кодексу Евразийского экономического союза, который после подписания и вступления в силу станет неотъемлемой частью права. При этом если же ЕАЭС пополнится новыми странами до подписания ТК Союза, то этот международный договор будет заключаться уже не в трехстороннем формате, а между всеми странами, являющимися членами ЕАЭС на момент его подписания.
6. Представители бизнес-сообществ, оценивая проект Таможенного кодекса, часто ссылаются на Киотскую Конвенцию. Насколько корректно данное сравнение?
Проект ТК Союза, как и действующий Таможенный кодекс Таможенного союза, базируется, в первую очередь, на нормах Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года (Киотская конвенция), которая разработана
и принята в целях гармонизации и упрощения таможенных процедур, содействия развитию международной торговли, внедрения таможенных принципов, сформулированных в Генеральном соглашении по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ) и в соглашениях Всемирной торговой организации (ВТО), относящихся к таможенному делу.
В настоящее время договаривающимися сторонами Киотской конвенции являются все члены Таможенного союза, а также присоединяющаяся с 1 января 2015 года к Евразийскому экономическому союзу Армения.
Следует отметить, что даже если нормы проекта ТК Союза не полностью дублируют соответствующие положения Киотской конвенции, она была использована в качестве главного ориентира при разработке данного проекта.
Понятийный аппарат проекта ТК Союза адаптирован к определениям Киотской конвенции, что позволяет обеспечить однозначное толкование и единообразное применение правовых норм.
Нормативные предписания проекта ТК Союза, основанные на положениях Киотской конвенции, создают условия для применения современных и эффективных методов таможенного администрирования, обеспечивающих достижение задач, стоящих перед таможенными органами.
Однако с учетом существующих реалий, а также уровня развития информационных систем и технологий, применяемых таможенными органами, важно помнить не только о стандартах Киотской конвенции,
но также и о современных инструментах таможенного администрирования, которые разрабатываются международным таможенным сообществом на платформе Всемирной таможенной организации (ВТамО – прим.). Такой вывод основан на консультациях Евразийской экономической комиссии с экспертами этой организации.
Так в настоящее время ВТамО и другие международные организации разработали около 40 инструментов таможенного администрирования
и упрощения процедур торговли. Это конвенции, рекомендации и стандарты, специализированные руководства по институтам таможенного права, обзоры наилучшей практики таможенного администрирования, компендиумы
и глоссарии. Серьезное внимание акцентируется на таких инструментах, как предварительное информирование, система управления рисками, посттаможенный аудит, институт уполномоченного экономического оператора, «единое окно», институциональное строительство. Они максимально учтены в проекте ТК Союза.
7. Как принятие нового Таможенного кодекса отразится на динамике рейтинга на Doing Business?
Давайте рассмотрим на примере. Согласно рейтингу «Doing Business 2014» Республика Казахстан понизила свою позицию на 26 пунктов по сравнению с 2013 годом. В то же время, этот же показатель для Российской Федерации увеличился на 28 пунктов. Означает ли это, что качество таможенного регулирования в Казахстане в 2014 году стало хуже, если в Беларуси, Казахстане и России действует единое таможенное регулирование? Ответ очевиден – нет.
Это говорит о том, что методика «Doing Business» лишь крайне опосредованно может быть использована для анализа эффективности таможенного регулирования или таможенного контроля в частности. Сегодня у большинства экспертов справедливо возникает вопрос об актуальности применения данной методики для оценки эффективности таможенного администрирования только лишь на основании 3-4 показателей: количества документов для экспорта (импорта), времени для экспорта (импорта), затрат по экспорту (импорту) за один контейнер.
Добавлю, ввиду недостаточной разработанности научно-методического аппарата по совершенствованию и оценки эффективности таможенного регулирования, очень часто методики упрощения процедур торговли подменяют методики совершенствования таможенного администрирования. И это именно такой случай.
Поскольку проект ТК Союза регулирует таможенные правоотношения, то в методологическом аспекте будет неправильным связывать разрабатываемый проект с методикой, которая не имеет отношения к таможенному регулированию. Очевидно, что на научном уровне требуется разработка новых актуальных методик оценки таможенного регулирования, а также последствий внедрения в таможенное законодательство тех или иных инструментов совершенствования таможенного законодательства или упрощения процедур торговли.
Запланированный комплекс мероприятий по реализации норм, заложенных в проект Таможенного кодекса Союза, а также Основных направлений развития механизма «единого окна» во внешнеэкономической деятельности создаст условия для существенного упрощения процедур при трансграничном перемещении товаров, а, следовательно, обеспечит более высокие позиции наших стран в международных рейтингах.
|