русский english italy germany china
на главную написать письмо поставить закладку
  +7 (495) 410-2177, +7 (495) 411-4306
адвокатские услуги
107045, Москва, Рождественский бульвар, д.9 
Skype: customsadvocate 
E-mail: info@customs-advocate.ru 
 новости       

 последние новости       

08.07.2025
Итоги заседания Совета ЕЭК 8 июля 2025 года
далее...

07.07.2025
ИЗМЕНЕНИЯ АРБИРАЖНЫХ ПРАВИЛ В КНР
далее...


15.07.2014
Страх — его бизнес

("Die Zeit", Германия)
15/07/2014
Евгений Касперский продает программное обеспечение, призванное защитить компьютеры. Однако, некоторые его самого считают опасным человеком.

Человек, который хочет спасти мир, стоит в небольшом помещении в мюнхенском аэропорту и кладет небольшой кусочек рассыпчатого пирога в рот. Он жует, чмокает и стирает крошки с губ. «Привет, меня зовут Юджин», — говорит он, протягивая руку. На его джинсовой рубашке сахарная пудра, а рукопожатие настолько крепкое, что даже немного болит рука.

Юджин, а на самом деле, Евгений Валентинович Касперский, родился в 1965 году в Новороссийске, на побережье Черного моря. В 80-е годы он изучал в Москве математику, затем стал программистом и работал в Министерстве обороны СССР. Сегодня он является главой компании Kaspersky Lab, крупнейшего производителя антивирусных программ. Когда Советский Союз распался, и Касперский искал инвесторов, он отказался от своего русского имени. «Ев-ге-ний», — произнес он протяжно. «На Западе никто бы не выговорил это». Он взял английский вариант своего имени — Юджин.

Касперский на сегодняшний день — миллионер, но выглядит, скорее, как водитель грузовика. Его джинсы - блеклые и выгоревшие, рукава высоко закатаны, на лице - многодневная щетина. Из-под расстегнутой на несколько пуговиц рубашки виднеются волосы на груди. Еще в школе Касперский выигрывал олимпиады по математике, а будучи студентом, читал статьи о компьютерных вирусах. В 1989 году — Касперский работал тогда в Министерстве обороны СССР — он впервые столкнулся с файлом, зараженным вирусом. «Осенняя листва» — так он назывался. С верхней части монитора вниз падали буквы, как опадавшие с деревьев листья. Касперский скопировал файл на дискету и попытался расшифровать вирус. Он не хотел избавиться от него, он хотел понять, как он работает.

«Тогда вирусы были, как граффити», — рассказывает Касперский. Они раздражали тех, на чьей стене были изображены, но не были опасны для человечества. Сегодня, 25 лет спустя, вирусы являются оружием. «Весь мир управляется компьютером», — говорит Касперский. Он показывает на стеклянный фасад мюнхенского аэропорта, где толпятся люди на эскалаторах. 38 миллионов пассажиров каждый год взлетают и садятся здесь. Они подносят посадочные талоны к электронному считывающему устройству, ставят чемоданы на управляемые компьютером багажные ленты, садятся в самолет, который управляется в воздухе также компьютером. «Все, что в цифровом формате, уязвимо», — говорит Касперский. «Атаки становятся все сильнее. Если мы не будем за этим следить, выпустим руль из рук».

Касперский должен это говорить, он же живет за счет страхов своих клиентов. Если они будут себя чувствовать в безопасности, он не сможет продавать программное обеспечение. Вместе с тем, его обеспокоенность — не нагнетание паники. Только в Германии в 2013 году были украдены данные около 16 миллионов человек — пароли, адреса электронной почты, номера кредитных карт. Взлому подверглись компании и целые государства. Полиция говорит об «организованной кибер-преступности».

Рядом с молодыми людьми в толстовках с капюшонами на западном побережье он выглядит странно


В 2010 году криптологи из команды Касперского расшифровали компьютерный вирус Stuxnet. Неизвестные при помощи этого вируса проникли в установки по обогащению урана и парализовали атомную программу страны. В 2012 году кибер-преступники удалили данные более 30 тысяч компьютеров компании Saudi-Aramco, крупнейшего нефтедобывающего концерна в мире. В 2013 году южно-американские наркобанды проникли в компьютерную систему порта Антверпена и провезли через таможню контейнеры, полные кокаина.

Заказчики хакеров — мафиозные группы, сеть глобальных преступников, но также и правительства. «Спецслужбы действуют в цифровом формате, им больше не нужны классические шпионы», — говорит Касперский. «Джеймс Бонд мертв».

Для пользователей компьютеров атаки из сети становятся все большей опасностью. Для Касперского — это растущий бизнес. 300 миллионов людей установили на своих компьютерах антивирус Касперского. Среди его клиентов - МАГАТЭ, министерство обороны Италии, немецкая служба безопасности полетов. Оборот компании Kaspersky Lab c момента основания в 1997 году вырос до более, чем 660 миллионов долларов. За несколько лет компьютерщик Евгений стал мультимиллионером Юджином. Американский журнал Forbes оценивает его состояние в 800 миллионов долларов. На вопрос о том, почему он стал предпринимателем в сфере программного обеспечения, он говорит: «Я хочу спасти мир». Прозвучало это на полном серьезе.

Сотрудники описывают Касперского как провидца, гениального программиста, руководителя, общающегося на равных с сотрудниками, немного грубого и безбашенного. Немецкий сотрудник, который был с ним на Октоберфесте, говорит: «Он умеет программировать. И веселиться тоже». Антон Жингарев, ассистент Касперского в Москве, говорит: «Дверь в офисе Юджина всегда открыта. Посторонний даже не подумает, что он руководит 3000 людьми». Иногда Касперский в перерывах между мероприятиями ходит вместе с ассистентом в горы. В Патагонии они прошли 190 километров за пять дней. Они ели супы из пакетиков и лапшу быстрого приготовления, а ночью спали в палатках. Через три дня ассистент падал без сил. «Юджин посмотрел на меня так, что мне стало понятно: я должен идти дальше. Он не из числа тех, кто идет в обратном направлении».

Касперский женат третьим браком, свою жену и четверых детей он видит нечасто, он практически всегда в пути. В своем блоге он пишет о симпатично накрашенных стюардессах его любимых авиалиний (Singapur Airlines) и о пляжах своего любимого города в Австралии. Он уже побывал в 75 странах. Иногда он останавливается в какой-то стране только на пару часов. «Если ты все делаешь правильно, то летишь дальше, пока тебя не застал синдром смены часового пояса», — говорит он.

Оставляет ли Касперский следы в сети, когда передвигается по миру? Скачивает ли он песни на iTunes? Покупает ли он книги на Amazon? Касперский смеется. Покупками занимаются его жена и ассистенты. Только однажды, несколько месяцев назад, он купил в аэропорту книгу. Друг посоветовал детектив Ю Несбе (Jo Nesbo). Касперскому книга не понравилась. «Мне не нужны детективные истории», — говорит он. «Лучшая детективная история, которую я знаю, - это моя работа».

Касперский входит в число самых успешных предпринимателей в сфере IT в мире, он играет в одной лиге со стартапами Западного побережья США. Но рядом с молодыми людьми в толстовках с капюшонами и миллионерами из колледжей из Силиконовой долины он выглядит чужаком. Он - не милашка, как Марк Цукербергер, у него, скорее, череп боксера. В Силиконовую долину, где расположены штаб-квартиры не только Facebook и Google, но и крупнейших конкурентов Касперского, McAfee и Symantec, его никогда не тянуло. «Зачем мне туда?», — спрашивает он. «Программисты там даже наполовину не тянут по сравнению с российскими, а стоят в два раза дороже». В России дети уже во многих школах учатся программировать. Но, тем не менее, это не рай для компаний, занимающихся программным обеспечением. Россия — страна госконцернов, родина «Газпрома» и «Роснефти». Вести хороший бизнес в России — значит, не входить в противоречия с политикой.

Что может произойти, если предприниматель IT-индустрии столкнется с властями, показал пример Павла Дурова, основателя социальной сети ВКонтакте. Сотрудники спецслужб призвали его закрыть страницы оппозиционеров и открыть данные страниц демонстрантов на Майдане. Дуров отказался и ушел на дно. «Я покинул Россию и не планирую возвращаться», — написал он в апреле в своем американском блоге. «Для интернет-компаний эта страна не имеет перспектив».

Касперский говорит, что никогда не ощущал давления, он никогда не имел ничего общего с сильными мира сего. «Я однажды пожал руку Путину, ничего больше», — говорит он. Он сотрудничает со спецслужбами, для его отрасли это нормально. «Если мы обнаруживаем опасные вирусы, которые попадают в российские компьютеры, мы об этом сообщаем в спецслужбы и полицию. Если заражается немецкий компьютер, мы сообщаем об этом в Федеральное ведомство уголовной полиции Германии — так действуют и другие разработчики антивирусных программ», — говорит он. Но данные клиентов он никогда не передавал. Он всегда только боролся с вирусами, никогда сам их не разрабатывал. «Я только занимаюсь своим бизнесом, политика меня не интересует», — говорит Касперский.

Он предпочитает Лондон Москве, а виски водке

Есть люди, которые ему не верят. На российских интернет-форумах они пишут, что Касперский сохраняет персональные данные клиентов и передает их спецслужбам. Другие удивляются случаю, который просочился в 2011 году в прессу. Старший сын Касперского был похищен после того, как разработчик возглавил список самых богатых предпринимателей России. Сын был спасен, но не полицией, а ФСБ. Касперского заподозрили в тесном сотрудничестве с ФСБ. Неужели оно настолько тесное, что несколько друзей по спецслужбе освободили его сына? В 2012 году в журнале Wired вышла статья, в которой Касперского упрекали в тесном сотрудничестве с Кремлем. Журнал включил его в список «15 самых опасных людей в мире» наряду с сирийским президентом Башаром Асадом. Касперский знает, как можно сорвать военную помощь или работу атомных электростанций при помощи вирусов. Предоставляет ли он свои знания влиятельнейшим людям — об этом ведется активная дискуссия на просторах Интернета. Но никто ничего не сумел доказать.

Сам же он обвинения в свой адрес считает стереотипами времен холодной войны. Они напоминают ему о 90-х годах, когда он впервые встретился с американским инвестором. «Компьютерная техника от классового врага — это было подозрительно для американцев, — говорит Касперский. — У некоторых с этим до сегодняшнего дня проблема». При этом он себя чувствует по всему миру, как дома. Он предпочитает Лондон Москве, а виски водке. Даже его российские сотрудники называют его Юджин. Но для тех, кто ему не доверяет, он, вероятно, навсегда останется Евгением.
Оригинал публикации: Angst ist sein Geschäft
Опубликовано: 13/07/2014






  © "ТАМОЖЕННЫЙ АДВОКАТ" 2004-2025
Rambler's Top100